Главная » Файлы » Классному руководителю

Классный час "Есть имена, и есть такие даты"
[ Скачать с сервера (29.4 Kb) ] 06.02.2019, 20:25

МКОУ «Вознесеновская СОШ»

 

 

 

 

 

«Есть имена, и есть такие даты…»

 

 

 

 

 

Классный руководитель 10 класса:

Михайлова Т.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вознесеновка, 2017

Цели и задачи:

  • развитие нравственно-патриотического воспитания учащихся;
  • формирование в юношах нравственных мужских качеств;
  • воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны;
  • привитие священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;
  • показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа.

 

Оборудование: иллюстрации, фотографии по теме, компьютер, проектор, видео и песни военных лет.

 

Ход мероприятия

Что ж, мальчишки есть мальчишки, -

Скажут папы по-житейски.

И вздохнут тихонько мамы:

- На глазах растут мужчины,

Беспокойны и упрямы:

Что ж, мужчины - есть мужчины!

 

Учитель: Сегодня мы будем говорить о сильной половине человечества.

Мы привыкли мальчиков, юношей, мужчин называть сильной половиной человечества. Так и должно быть.

Мальчики, юноши - беспокойное племя. Есть качество, в каж­дом юноше искупающее все недостатки - это мужество.

 

На чердаках и в сумраке подвалов,

В кухмистерских, где толчея и чад,

Исполнены высоких идеалов,

Мальчишки о России говорят.

О, мальчики российские!

Не вы ли

Мир потрясли когда-то в десять дней,

Комдивами садясь в автомобили,

Комбригами влезая на коней...

Да, так же, как за книжками в подвале,

На сходке иль в студенческой поре,

Они исканье правды продолжали

Под знаменем и с шашкой на бедре.

Шли на врага с тяжелыми полками,

Когда весь край мятущийся горел...

Попавши в плен, не заслонясь руками,

Спокойно выходили на расстрел.

В тот трудный час их укрепляла вера...

Сняв шлемы, белокуры и чисты,

Они стояли,

в дуло револьвера

Смотря глазами,

полными мечты.

С колыбели мальчик должен воспитывать в себе благородство, твердость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, силу, выносливость и снисходительность к слабому.

Русь всегда славилась богатырями: так неужели в сегодняш­ний день мы будем сдавать свои позиции?!

Князю Святославу было четыре года, когда мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!».

«Я не боюсь, мама!» - ответил ей князь. По одну сторону поля стояло войско Ольги, по другую - неприятельское.

«Начинай, сынок...»

Мальчик сжал губы, качнул поводья, конь вынес его вперед. Святослав что было силы метнул копье в сторону противника. И пусть его первый удар был неточен. Воины кинулись за ним и обратили врага в бегство.

Святослав с малых лет упражнялся в верховой езде, учился владеть мечом, саблей, лихо стрелял из лука... Так он рос и мужал. Князь стал могучим богатырем. При упоминании его имени дрожали те, кто дерзнул грабить русские села, уводить в плен женщин и детей.

Ученик. Царевич Петр в возрасте 15 лет с «потешным» отрядом про­ходил солдатское дело: приемы штыковой атаки, стрельбу и многое другое. Впоследствии отряды «потешных» станут его гвардией, новым ядром армии. Сын был совершенно счастлив, когда мать в ознаменова­ние его успехов в военном деле подарила ему сержантский мундир. Петр проявлял особую страсть к морю. Он освоил корабельное, сто­лярное, токарное, оружейное, кузнечное и паяльное дело...

Петр I всегда мечтал о величии России. Его мечта давала ему силы. При Петре появились армия и флот, сумевшие отстоять интересы молодой России на западных и южных рубежах. Он стал великим, мо­гучим преобразователем, определившим путь России на столетия.

Ученица. Полководец Александр Суворов. Нареченный в честь Алек­сандра Невского, он был слаб и худ,.. Мало кто ждал от него чего-нибудь героического. Даже отец - боевой генерал Василий Иванович -прочил сыну чиновничий жребий. Но что же сам Александр? Он стал весьма прилежен в учебе и молитве. О занятиях гимнастикой и гово­рить не приходится. Он регулярно обливался холодной водой, в стужу и под проливным дождем скакал на лошади... Долгими зимними вече­рами с игрушечными солдатиками разыгрывал баталии древних полко­водцев.

За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы снизу доверху. Историки пишут, что генералиссимус Суворов провел 60 крупных сражений и одержал 60 исторических побед.

Но самая главная его победа, самая убедительная - победа над собственной слабостью.

Учитель. Воин живет в каждом мальчишке. Он просто дремлет до той минуты, когда наступит грозный час.

Можно часами рассказывать о подвигах, которые совершали и совсем юные, и уже пожилые мужчины.

Что же давало силу нашим мальчишкам встать против любого сильного врага, найти нечеловеческую силу, смелость, волю? Любовь к Родине, к близким, которым грозит смерть и рабство.

 

Когда - науку всех наук -

В бою постигнешь бой,

Еще поймешь,

Как дорог дом,

Как дорог каждый свой.

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе,

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

Таким, с которым, коль дру­жить

И дружбы не терять,

Как говорится –

Можно жить

И можно умирать.

 

Учитель. В день Защитника Отечества мы не можем не поговорить о тех, кто сражался за Родину, за мир во всём мире.

Ученик. Война… от Москвы о Берлина – две тысячи шестьсот километров.

Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.

Перебежками и по-пластунски – четыре года…

Четыре года…

Тысяча четыреста восемнадцать дней!

Тридцать четыре тысячи часов!

И двадцать семь миллионов погибших советских людей…

Двадцать семь миллионов погибших на две с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, двадцать два человека на каждые два метра земли!

Двадцать семь миллионов погибших за тысячу четыреста восемнадцать дней. Это значит: девятнадцать тысяч убитых ежедневно, восемьсот человек в час, тридцать человек каждую минуту…

Двадцать семь миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет. Это значит: каждый шестой… вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.

Двадцать семь миллионов погибших… А сколько же это неродившихся детей? А сколько осталось вдов и сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского долга.

Пройдут года. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об “афганцах”, “чеченцах” и попреки, так больно их задевающие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись – тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам.

Учитель. Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на Чечено-Ингушской границе подкатила машина с крас­ным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Врачи» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Его казнили под Бамутом в день его рождения. Через несколько месяцев могилу за огром­ные деньги матери укажут чеченцы. Она опознала обезображенное и обезглавленное тело сына по нательному крестику.

Ученица: Из рассказа матери Евгения: «Много лет назад 23 октября мы с мужем поженились. И 23 же октября двадцать лет спустя своими рука­ми я выкопала сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок» - это как моя вечная вина перед ним. Он погиб в семи километрах от меня, пока я не могла его найти...»

Учитель. Девятнадцатилетнего парня избивали, заставляя сменить веру и Отечество, забыть присягу, снять с себя крест и стать бандитом... На­конец, средства иссякли. Поняв, что парня не сломить, его обезглавили. Ученик. Евгений Родионов был казнен 23 мая 1996 года на четвертом месяце плена под Бамутом в день своего девятнадцатилетия. Мать на­ходилась в семи километрах. 24 мая Бамут был взят, но непоправимое уже свершилось.

Учитель. Он сам был еще совсем мальчишка. А сражался ради мира на земле. И погиб он ради того, чтобы, наконец, настал мир.

Ученица.

Посвящается двадцатилетним!

Прожившим так мало,
Прожившим так много!
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Таджикистан,
Как в сорок третьем горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам всего двадцать лет?
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, так чего ж я достиг,
Разграничить – что было и стало.
Разделить – темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет?
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
Тишина. Перебор гитарный.
Не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну?
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет?

Учитель. Как страшно, когда гибнут люди, еще страшнее, когда гибнут ни в чем не повинные дети. Дети, у которых не было детства, дети, ко­торые будут всю жизнь носить свою боль в себе.

Ученица.

Говорят: доверчивы, как дети.

Говорят: нет горя у детей.

А на фотографии в газете

У девчушки -

Руки без кистей.

Девочка с красивыми глазами

Смотрит удивленно на людей:

Вы же говорили это сами –

Не бывает горя у детей...

Били неразборчивые пушки,

Надвигались танки на Бейрут,

И валялись детские игрушки

В городе горящем

Там и тут.

Ученик. Высоко, высоко над землей синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

“Боевым награждается орденом”

Это значит, что где – то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят

И что в этой борьбе как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет,

Охраняя все то, чем мы так дорожим,

Он ведет этот правильный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды, заслоняя собой.

Высока, высока над землей синева,

Это мирное небо над Родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

“Боевым награждается орденом”…

Учитель. Каждый из вас сейчас может скептически сказать: мол, во время войны можно быть героем.

Да, в тяжелые для страны времена все чувства и качества че­ловека становятся более заметны. Но мы просто привели примеры таких мужских качеств, которые должны быть в настоящем мужчине независимо от того, военное это время или нет.

Попробуйте выделить те мужские качества, о которых мы вам рассказывали на примере исторических личностей. '

Ученик. Прежде всего, храбрость и смелость.

Ученик. Большая сила воли, стремление к победе.

Ученик. Стремление познать как можно больше наук и применять их с

пользой.

Ученик. Также необходимо мужчине физическое развитие.

Ученик. Любовь к Родине и близким людям.

Ученик. Умение учиться и применять свои знания на практике.

Учитель. Правильно. Эти качества очень важны во все времена. Ведь

мужчина должен быть мужчиной.

Поговорим о нашем времени, времени непростом.

Однажды я прочитала письмо девушки: «Уважение мужчины к женщине - это полное достоинства и доброты уважение более сильного к более слабому. А кто сейчас слабее? Неизвестно. Девушке зачастую приходится быть сильнее парня. Да, к сожалению, той по­ловине человечества, которая прежде была защищаемой мужчиной, приходится защищаться от тех, кто раньше защищал ее... Мне нра­вятся старые фильмы. Потому что там настоящие мужчины. После таких кинолент хочется плакать. Ужасно стыдно становится за современных мужчин.

Современные молодые люди стоят почти на одной ступени с женской половиной. Как это понимать? Вот я и спрашиваю, как по­нимать то, что мужчины, юноши увлекаются косметикой, которая испокон веков была привилегией женщин? Мужская красота заключа­ется в другом - в мужестве, силе, в совершенстве интеллектуального и физического развития».

Нет, конечно, не для того женщины завоевывали равные с мужчинами права, чтобы лишиться уважения, поддержки, заботы мужчин. Не для того, чтобы мужчины признали женское равноправие, чтобы сравнялись с женщинами в увлечении косметикой, потеряли уважение своих подруг. Ради этого не стоило так долго бороться за равноправие.

Равноправие означает равенство в правах, а не равенство в фи­зическом развитии, в прическах, одежде.

Детей ведь вынашивают женщины, рожают и вскармливают только женщины. Разве одно только сознание того, что ты рожден от женщины, не должно заставлять юношу, мужчину с особым уважением, с преклонением относиться к девушке, будущей женщине?!

Вот какие слова написал обыкновенный парень: «Настоя­щий мужчина (я имею в виду человека мужского рода, не­зависимо, 40 ему или 15) - это человек чести. Такой че­ловек должен иметь свое мнение в любой ситуации». Думаю, это правильные слова.

Было время, когда мужчины дрались на дуэлях. Оскорбленный считал своим долгом бросить перчатку: «Сударь, Вы позволили се­бе...». Принять вызов тоже было делом чести, никому не приходило в голову просить отсрочки, ссылаясь на внезапное повышение давления, неожиданную командировку или неисправный лифт. И в наше время мужчина любого возраста должен говорить: «Сударь, вы позволили себе...» и бросать перчатку.

Думаю, не надо пояснять, что под словами «бросить перчатку» значит выступить смело и открыто против всего того, что идет против морали, против убеждений, встать на защиту слабого, за справедливость. Рыцарство. Мы говорим о том, что в средневековье мужчины были смелы и прекрасны. Но что такое рыцарство?

Ученик. Это поклонение своей даме сердца.

Ученик. Участие в турнирах, где нужно проявить свою отвагу и лов-/ кость. Ученик. Это умение сражаться и в то же время быть вежливым.

Учитель. Рыцарство в наши дни - это не только умение ухаживать за девушками, предупредительность, вежливость. Это самое главное - умение взять на свои плечи любую тяжелую обязанность, взять на себя ответственность за других и за себя.

Ответственность у мужчины особая. Он отвечает не только за себя, но и за тех, кто рядом. В будущем каждый из вас будет отвечать за свою семью.

Тяжело быть мужчиной, но почетно, если неустанно воспиты­вать в себе мужские качества. Хочу надеяться на то, что при нашей встрече через много лет о любом из вас можно будет сказать: «Он на­стоящий мужчина!».

 

Чтоб стать мужчиной,

Мало им родиться

Чтоб стать железом,

Мало быть рудой.

Ты должен

Переплавиться, разбиться

И, как руда, пожертвовать собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Классному руководителю | Добавил: tatamikh
Просмотров: 360 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar